Паливний насос високого тиску
ЧТО ТАКОЕ ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?
Механизм, который сокращенно обозначается как топливный насос, является частью топливной системы дизельного двигателя, но есть и модели для бензиновых силовых агрегатов. Единственная разница между топливным насосом дизельного двигателя заключается в том, что создаваемое им давление намного выше, чем у его бензинового аналога. Причина тому - принципиальные особенности работы агрегата. В цилиндрах дизельного двигателя воздух сначала сжимается до такой степени, что он нагревается до температуры воспламенения топлива.
Когда поршень достигает верхней мертвой точки, форсунка распыляет топливо и воспламеняется. Инжектор должен преодолеть огромное давление. Для правильной работы системы насос должен создавать более высокий напор, чем в цилиндрах.
Помимо указанной функции, насос также должен подавать топливо порциями в зависимости от режима работы силового агрегата. Этот параметр определяется с учетом вращения коленчатого вала. В современном автомобиле этим процессом управляет электронный блок управления.
КОНСТРУКЦИЯ НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Существует большое количество разнообразных модификаций ТНВД для бензинового двигателя, а также дизельный аналог. Однако в большинстве случаев основными элементами механического насоса являются:
- На входе перед насосом установлен фильтр;
- Плунжерный поршень, расположенный в цилиндре - т. Н. плунжерная пара;
- Корпус, в котором выполнены выемки - через них топливо подается на плунжерную пару;
- Вал с кулачком и центробежной муфтой. Этот элемент соединяется с шкивом ГРМ с помощью ременной передачи;
- Толкатели привода плунжерной пары;
- Пружины, возвращающие поршень плунжера назад;
- Нагнетательные клапаны;
- Регулятор режимов - связанный с педалью газа;
- Обратный клапан топливного насоса (через него в обратку подается излишек топлива);
- Насос низкого давления (подает топливо в насос).
Как уже было сказано, механические насосы постепенно заменяются электронными модификациями в силу их экономичности и эффективности. Сам механизм сложно ремонтировать и настраивать. Электронные насосы имеют собственный блок управления, а также несколько электронных клапанов и датчиков.
Большинство электронных ТНВД имеют собственную систему диагностики, благодаря которой устройство адаптируется к возникшим неисправностям и ошибкам. Это позволяет устройству работать правильно даже при выходе из строя одного из датчиков. Полностью такой насос перестает работать только в случае поломки микропроцессора.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Топливный насос высокого давления работает по принципу двухтактного двигателя. За счет вращения кулачкового вала поршень плунжера приводится в движение. Дизельное топливо попадает в подплунжерное пространство, которое выходит дальше на трассу.
В полости создается давление, за счет которого открывается нагнетательный клапан. Дизельное топливо течет по топливопроводу к форсунке и распыляется. Насос подает в форсунку только часть топлива. Остаток возвращается в топливный бак через сливной клапан. Чтобы топливо не возвращалось из системы при открытом нагнетателе, в нем установлен обратный клапан.
Момент впрыска определяется центробежной муфтой. Регулятор режима (или регулятор всех режимов) определяет количество дозируемой партии. Этот элемент связан с педалью газа. Когда водитель нажимает на нее, регулятор увеличивает объем порции, а при отпускании - количество уменьшается.
В электронных моделях все процессы контролируются блоком управления. Электроника распределяет момент подачи топлива, его количество исходя из динамики автомобиля. Эти топливные системы имеют меньшее количество деталей, что увеличивает устойчивость и надежность механизма.
Электронные ТНВД способны разделить часть на две части, тем самым обеспечивая более эффективное сгорание и плавный ход поршневой группы. В результате снижается токсичность выхлопных газов и повышается производительность двигателя. Для обеспечения двухфазного впрыска блок управления насосом регистрирует:
- Нажатие на педаль акселератора;
- ГРМ оборотов распредвала;
- Температура в системе охлаждения двигателя;
- Скорость самой машины;
- Давление, создаваемое турбонагнетателем;
- Работа форсунок;
- Сжигание свечей накаливания.
ТИПЫ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ
Топливные системы бывают трех типов:
- Моноинъекция. Это самая первая модификация. Представитель изначально был карбюраторным. В его полости готовилась топливно-воздушная смесь и подавалась во впускной коллектор. Чуть позже такие системы вместо карбюратора получили одну форсунку, впрыскивающую топливо во впускной коллектор, где оно смешивается с воздухом;
- Многоточечный впрыск. Это уже некая система впрыска. Для каждого цилиндра на впускном коллекторе установлена индивидуальная форсунка. Впрыск также осуществляется во впускной коллектор, только как можно ближе к впускному клапану;
- Непосредственный впрыск. Как следует из названия, топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры, когда воздух в них уже сжимается поршнем.